Версия для слабовидящих
- Лента новостей
- Администрация Алтайского района извещает о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных у...
- Информация о повышении стоимости проезда
- Администрация Алтайского района извещает о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных у...
- Администрация Алтайского района извещает о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных у...
- Администрация Алтайского района извещает о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных у...
- Уважаемы жители Алтайского района, Госавтоинспекция предупреждает Вас о том, что с 20.08.2018 по...
- Сделайте свой выбор до 1 октября
- Предварительная запись на прием - просто и удобно
- Оформление документов через Интернет
- ПФР из дома: как подать заявление на НСУ через интернет
- Кадастровая палата расскажет все о бесконтактных технологиях 24 августа 2018 года специалисты Кад...
Общие положения
1.Конституция Российской Федерации регламентирует гражданам право на мирное проведение, без использования оружия, собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований (статья 31 Конституции). Публичные мероприятия такого вида широко используются партиями, общественными движениями, общественными организациями, а также инициативными группами граждан с целью решения различных проблем, в том числе защиты политических, экономических, социальных и иных законных прав и интересов.
2.Механизм реализации конституционного права на свободу манифестаций регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествованиях и пикетированиях» (далее ФЗ).
3.Порядок организации и проведения публичных мероприятий нормативно урегулирован во второй главе ФЗ.
Организатор публичного мероприятия:
1.Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний – 16 лет), политические партии, другие общественные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
2.Не могут быть организатором публичного мероприятия:
1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;
2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.
3. Организатор публичного мероприятия имеет право:
1) проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или
органом местного самоуправления, собрания – в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении;
1.) проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
2.) уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению;
3.) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;
4.) использовать при проведении собраний, митингов, демонстраций и шествий звукоусиливающие технические средства (аудио-, видео установки и другие устройства) с уровнем звука, соответствующим стандартам и нормам, установленным в Российской Федерации.
4. Организатор публичного мероприятия обязан:
1.) подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 ФЗ;
2.) не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;
3.) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;
4.) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, быть удалены с места проведения данного публичного собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования;
5.) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;
6.) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;
7.) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
8.) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;
9.) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;
10.) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак.
5. Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.
В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:
• цель публичного мероприятия;
• форма публичного мероприятия;
• место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;
• дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
• предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
• формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
• фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
• фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
• дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Принципы проведения публичного мероприятия
Проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах:
1.) законность – соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации;
2.) добровольность участия в публичном мероприятии.
Места проведения публичного мероприятия
Места, где проведение публичного мероприятия запрещено:
• территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
• путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода, железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
• территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
• пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего ФЗ.
ФЗ не предусмотрено согласование проведения публичного мероприятия с органами внутренних дел Российской Федерации. В то же время, частью 1 статьи 14 ФЗ определено, что по предложению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория, на которой планируется проведение публичного собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, обязан назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Назначение указанного представителя оформляется приказом начальника органа внутренних дел.
Уполномоченный представитель органа внутренних дел имеет право:
1) требовать от организатора публичного мероприятия объявления о прекращении допуска граждан на публичное мероприятие и самостоятельно прекратить допуск граждан на него в случае нарушения предельной нормы заполняемости территории (помещения);
2) требовать от организатора и участников публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения;
3) по просьбе организатора публичного мероприятия удалять с места его проведения граждан, не выполняющих законных требований организатора публичного мероприятия.
Уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан:
1) оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции;
2) обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятиями и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.
Основаниями для прекращения публичного мероприятия:
1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;
2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.
Порядок прекращения публичного мероприятия:
1. В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления:
1.)дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования;
2.)устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия;
3.) в случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания об его прекращении, обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.
2. В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники милиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Указанный выше порядок прекращения публичного мероприятия, не применяется в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий. В этих случаях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Неисполнение законных требований сотрудников милиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия: собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Для заместителей начальников полиции по ООП и сотрудникам полиции назначенных ответственными за проведение публичных мероприятий
Деятельность органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности при проведении публичных мероприятий во много зависит от их вида, масштаба, значения и других факторов и требует комплексного использования сил и средств ОВД при их проведении, согласованных действий не только различных подразделений органов внутренних дел, но и других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных формирований.
В практике обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении публичных мероприятий применяются типовые планы, что сокращает время на разработку, но это не исключает необходимости принятия решения по каждому конкретному мероприятию.
В зависимости от масштабов проводимых мероприятий на основании принятого решения для непосредственного управления нарядами милиции формируется орган управления, который координирует всю предстоящую работу. Таким органом могут быть рабочая группа, оперативный штаб или координационный центр, в который входят представители органов исполнительной власти и организаторы. Возглавляет его руководитель ОВД или его заместитель.
В целях предупреждения правонарушений в период проведения публичных мероприятий сотрудниками ОВД проводится ряд организационных и практических мероприятий:
• в целях предотвращения террористических актов, в обязательном порядке с применением технических средств и служебных собак, проводится обследование места проведения мероприятия и прилегающей территории на предмет обнаружения взрывных устройств, после которого объект передается под охрану с составлением соответствующего акта сотрудникам ОВД по территориальности.
• определяются места парковки автотранспорта с учетом антитеррористических требований, обеспечивается безопасность дорожного движения в районе проведения мероприятий, предусматриваются запасные маршруты движения транспортных средств, и варианты выставления дополнительных экипажей в случае блокирования участниками мероприятия проезжей части;
• усиливается контроль за участниками публичных мероприятий в целях недопущения любых противоправных действий;
• проводятся оперативно-поисковые мероприятия по выявлению организаторов и подстрекателей массовых беспорядков, их изъятию, документированию и привлечению к ответственности в соответствии с действующим законодательством;
• разворачивается система открытой связи по управлению силами и средствами;
• ведется видеосъёмка мероприятия с целью принятия упреждающих мер и документирования противоправных действий со стороны отдельных групп граждан;
• организуется своевременное удаление нетрезвых граждан в районе проведения мероприятия;
• на случай осложнения оперативной обстановки создается резерв.
Перед началом и по окончании мероприятий подвижными нарядами полиции проводится отработка прилегающих к местам проведения мероприятий территорий с целью недопущения групповых хулиганских действий, обнаружения мест возможного складирования предметов, приспособленных для нанесения телесных повреждений и совершения групповых и иных правонарушений.
При проведении инструктажа сотрудников полиции, задействованных на охрану общественного порядка во время проведения мероприятий, особое внимание обращается на установление контакта с гражданами, повышение бдительности, принятие дополнительных мер по предотвращению террористических актов и экстремистских проявлений, на обнаружение бесхозных и посторонних предметов, проявление выдержки, вежливое и тактичное обращение с гражданами, на профессионально грамотные и продуманные действия с целью исключения провокаций со стороны граждан и ведения правового диалога с ними.
При проведении публичных мероприятий, строгое соблюдения правил поведения людей в общественных местах обеспечивает не только поддержание правопорядка, но также служит целям предотвращения опасности для осуществления и функционирования государства и его структур, здоровья людей, прав и свобод граждан, материальных ценностей.
В вопросе правового регулирования общественных отношений, складывающихся при обеспечении органами внутренних дел правопорядка и общественной безопасности, важным является определение границ между процессом реализации права на свободу собраний и законных интересов граждан и нарушениями общественного порядка. В отдельных случаях публичные мероприятия перерастают в массовые беспорядки, акты экстремизма, создающие угрозу общественной и государственной безопасности.
Применение физической силы и специальных средств для прекращения публичного мероприятия допускается только в случаях совершения его участниками насильственных действий в отношении нарядов полиции, обеспечивающих правопорядок, для пресечения групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций.
Условия и пределы применения физической силы и специальных средств сотрудниками полиции при пресечении правонарушений нормативно закреплены Законом Российской Федерации «О полиции».
Существует ряд субъективных причин, не способствующих повышению эффективности действий сотрудников правоохранительных органов по обеспечению правопорядка и безопасности при проведении публичных мероприятий.
Во-первых, следует отметить слабое знание сотрудниками органов внутренних дел норм законов и подзаконных актов, регламентирующих проведение подобных мероприятий. Сотрудники органов внутренних дел нередко сами не знают того, как они должны поступить в каждом конкретном случае, соответствует ли то или иное действие участников и организаторов публичного мероприятия закону или нет.
Кроме того, сотрудники полиции в своих действиях руководствуются приказом вышестоящего начальника или распоряжением представителя местной администрации, не придавая значения правовой стороне своей деятельности.
Полицейские не всегда могут вразумительно объяснить, какую норму, какого закона нарушают манифестанты, отделываясь общими фразами о нарушении общественного порядка.
Во-вторых, практика показывает, что причинами обострения отношений между участниками публичных мероприятий и сотрудниками, обеспечивающими общественный порядок и безопасность, могут стать неправильные тактические действия последних, неоправданная, чрезмерная жесткость и прямолинейность действий полиции, несоответствующие ситуации, стремление достигнуть результата, во что бы то ни стало и в кратчайшие сроки.
Сотрудникам правоохранительных органов в целях повышения эффективности своей деятельности по охране правопорядка, обеспечению как общественной, так и личной безопасности, при проведении публичных мероприятий целесообразно учитывать некоторые положения методического характера:
• знание «психологии» толпы, правил поведения в толпе, умение быстро и с минимальными усилиями задержать правонарушителей, рассредоточить скопление агрессивно настроенных людей имеет важное значение для выполнения своих обязанностей;
• метод убеждения является на начальных стадиях совершения противоправных деяний более действенным, чем метод принуждения, но, при нарастании угрозы, применение мер пресечения правонарушений должно быть незамедлительным в целях недопущения перерастания их в массовые беспорядки;
• в отношении лиц, совершивших незначительные противоправные действия, целесообразно, в первую очередь, указать на недопустимость такого поведения, предоставить возможность дать объяснения на месте, и только потом либо вынести предупреждение, что весьма эффективно в случае незначительных противоправных действий, либо, если нарушители не прекращают противоправных действий – произвести задержание;
• спокойное, уверенное и корректное требование о прекращении противоправных действий воспринимается адекватно и, как правило, не вызывает ответной агрессии. Оно должно быть, бесспорно, справедливым и понятным, не следует его выносить в высокомерном тоне, либо в грубой, пренебрежительной форме, так как это может вызвать отрицательную реакцию граждан и способствовать возникновению и распространению конфликта.
В-третьих, ошибки и просчеты, допускаемые сотрудниками полиции в процессе документирования противоправных действий участников публичных мероприятий, впоследствии могут привести к тому, что дела, переданные в суд, будут прекращены за отсутствием достаточных доказательств.
В качестве примера таких ошибок можно привести несоблюдение требований, предъявляемых к содержанию протоколов об административных правонарушениях (ст. 28.2 КоАП РФ), отсутствие в них данных, документально подтверждающих личность правонарушителя, сведений об очевидцах правонарушения и другой важной информации. При оформлении изъятия предметов и вещей, могущих быть вещественными доказательствами (плакатов, лозунгов, листовок), их осмотр осуществляется небрежно, предметы не описываются, протокол не составляется или составляется неполно, предметы к материалам дела часто не приобщаются.
При квалификации правонарушений, связанных с нарушением порядка организации и проведения собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирований, возникает сложность в оценке действий правонарушителей, отграничения организаторов и участников от лиц, наблюдающих за ходом мероприятия, не принимающих непосредственного участия в акции, и, соответственно, не подлежащих привлечению к административной ответственности. Важно в протоколе об административном правонарушении отразить сведения о роли конкретных лиц в совершении правонарушения, являются ли они организаторами или участниками, их отношение к своим действиям (умысел), то есть субъективную сторону правонарушения.
Таким образом, квалифицированное задержание и документирование противоправных действий организаторов и участников публичных мероприятий является одним из наиболее важных моментов деятельности сотрудников органов внутренних дел. Вместе с тем, ошибки, допускаемые с их стороны, впоследствии могут получать широкий общественный резонанс, а, в отдельных случаях, позволяют задержанным избежать ответственности за свои действия.
Нарушение установленного Федеральным законом порядка организации либо проведения публичного мероприятия влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 20.2 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».
Организация блокирования, а равно активное участие в блокировании транспортных коммуникаций, влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток, предусмотренные статьей 20.18 КоАП РФ «Блокирование транспортных коммуникаций».
В случаях неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника милиции наступает ответственность по статье 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно – исполнительной системы».
В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, уполномоченный сотрудник органа внутренних дел вправе применять такие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как доставление и административное задержание.
Лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 20.2 КоАП РФ
Протоколы об административных правонарушениях, имевших место при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований, в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ уполномочены рассматривать:
- судьи Мировых судов по месту совершения административного правонарушения (ст. 23.1 КоАП РФ).
Порядок возбуждения дела об административном правонарушении.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
- достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, которые непосредственно обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях;
- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
- составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ «Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении»;
- составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п.п. 2. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Порядок составления протокола об административном правонарушении
Протокол об административном правонарушении составляется с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ немедленно после выявления совершения административного правонарушения, или в срок не свыше 2-х суток после выявления совершения административного правонарушения в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лице, в отношении которого возбуждается дело.
В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, данные лица, в отношении которого возбуждено дело, существо нарушения со ссылками на нормы законов, стандартов, правил и иных нормативных актов, требования которых нарушены.
Протокол составляется, в присутствии физического лица (законного представителя юридического лица), в отношении которого он оформляется.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные главой 2 КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Если административное правонарушение совершено несколькими лицами, протокол составляется на каждое лицо в отдельности.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено об административном правонарушении, должна быть представлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае отказа указанных лиц от ознакомления с протоколом, дачи объяснений и замечаний по содержанию протокола, в нем обязательно делается соответствующая запись в присутствии понятых.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа правонарушителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе.
В соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении направляется в орган, уполномоченный рассматривать дела об административном правонарушении в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении.
В случае если протокол об административном правонарушении составляется неправомочным лицом, а также в случаях, предусмотренных п.4 ч. 1 ст.29.4 КоАП РФ (недостатки, допущенные при составлении протокола и других материалов дела об административном правонарушении), данные недостатки устраняются в срок не более 3-х суток со дня поступления (получения) его от органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются в указанный орган, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, уполномоченный сотрудник органа внутренних дел вправе применять такие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как доставление и административное задержание.
Лицо, в отношении которого ведется административное расследование, может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов (при совершении правонарушения, предусматривающего административный арест).
Особенности производства по делам об административных правонарушениях по ст. 20.2 КоАП РФ.
КоАП РФ по данной статьей предусмотрен ряд составов правонарушений:
1.) нарушения установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования -
влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
2.) нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования -
влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на участников – от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
3.) организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Примерный перечень документов, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении по ст. 20.2. КоАП РФ
1. Протокол изъятия вещей и документов (изъятие средств усиления речи, транспорантов, лозунгов, отличительных знаков (бейджиков), листовок, объявлений, плакатов).
2. Объяснения свидетелей.
3. Объяснение уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
4. Видео или фотоматериалы.
5. Запрос и ответ на запрос из органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (для получения документальных обоснований проводимого публичного мероприятия).
6. Объяснение уполномоченного по ОВД.
7. Рапорта сотрудников полиции.
23 Августа 2018
Полиция информирует
2.Механизм реализации конституционного права на свободу манифестаций регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествованиях и пикетированиях» (далее ФЗ).
3.Порядок организации и проведения публичных мероприятий нормативно урегулирован во второй главе ФЗ.
Организатор публичного мероприятия:
1.Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний – 16 лет), политические партии, другие общественные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
2.Не могут быть организатором публичного мероприятия:
1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;
2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.
3. Организатор публичного мероприятия имеет право:
1) проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или
органом местного самоуправления, собрания – в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении;
1.) проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
2.) уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению;
3.) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;
4.) использовать при проведении собраний, митингов, демонстраций и шествий звукоусиливающие технические средства (аудио-, видео установки и другие устройства) с уровнем звука, соответствующим стандартам и нормам, установленным в Российской Федерации.
4. Организатор публичного мероприятия обязан:
1.) подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 ФЗ;
2.) не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;
3.) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;
4.) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, быть удалены с места проведения данного публичного собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования;
5.) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;
6.) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;
7.) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
8.) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;
9.) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;
10.) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак.
5. Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.
В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:
• цель публичного мероприятия;
• форма публичного мероприятия;
• место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;
• дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
• предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
• формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
• фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
• фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
• дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Принципы проведения публичного мероприятия
Проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах:
1.) законность – соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации;
2.) добровольность участия в публичном мероприятии.
Места проведения публичного мероприятия
Места, где проведение публичного мероприятия запрещено:
• территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
• путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода, железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
• территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
• пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего ФЗ.
ФЗ не предусмотрено согласование проведения публичного мероприятия с органами внутренних дел Российской Федерации. В то же время, частью 1 статьи 14 ФЗ определено, что по предложению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория, на которой планируется проведение публичного собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, обязан назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Назначение указанного представителя оформляется приказом начальника органа внутренних дел.
Уполномоченный представитель органа внутренних дел имеет право:
1) требовать от организатора публичного мероприятия объявления о прекращении допуска граждан на публичное мероприятие и самостоятельно прекратить допуск граждан на него в случае нарушения предельной нормы заполняемости территории (помещения);
2) требовать от организатора и участников публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения;
3) по просьбе организатора публичного мероприятия удалять с места его проведения граждан, не выполняющих законных требований организатора публичного мероприятия.
Уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан:
1) оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции;
2) обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятиями и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.
Основаниями для прекращения публичного мероприятия:
1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;
2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.
Порядок прекращения публичного мероприятия:
1. В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления:
1.)дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования;
2.)устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия;
3.) в случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания об его прекращении, обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.
2. В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники милиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Указанный выше порядок прекращения публичного мероприятия, не применяется в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий. В этих случаях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Неисполнение законных требований сотрудников милиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия: собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Для заместителей начальников полиции по ООП и сотрудникам полиции назначенных ответственными за проведение публичных мероприятий
Деятельность органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности при проведении публичных мероприятий во много зависит от их вида, масштаба, значения и других факторов и требует комплексного использования сил и средств ОВД при их проведении, согласованных действий не только различных подразделений органов внутренних дел, но и других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных формирований.
В практике обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении публичных мероприятий применяются типовые планы, что сокращает время на разработку, но это не исключает необходимости принятия решения по каждому конкретному мероприятию.
В зависимости от масштабов проводимых мероприятий на основании принятого решения для непосредственного управления нарядами милиции формируется орган управления, который координирует всю предстоящую работу. Таким органом могут быть рабочая группа, оперативный штаб или координационный центр, в который входят представители органов исполнительной власти и организаторы. Возглавляет его руководитель ОВД или его заместитель.
В целях предупреждения правонарушений в период проведения публичных мероприятий сотрудниками ОВД проводится ряд организационных и практических мероприятий:
• в целях предотвращения террористических актов, в обязательном порядке с применением технических средств и служебных собак, проводится обследование места проведения мероприятия и прилегающей территории на предмет обнаружения взрывных устройств, после которого объект передается под охрану с составлением соответствующего акта сотрудникам ОВД по территориальности.
• определяются места парковки автотранспорта с учетом антитеррористических требований, обеспечивается безопасность дорожного движения в районе проведения мероприятий, предусматриваются запасные маршруты движения транспортных средств, и варианты выставления дополнительных экипажей в случае блокирования участниками мероприятия проезжей части;
• усиливается контроль за участниками публичных мероприятий в целях недопущения любых противоправных действий;
• проводятся оперативно-поисковые мероприятия по выявлению организаторов и подстрекателей массовых беспорядков, их изъятию, документированию и привлечению к ответственности в соответствии с действующим законодательством;
• разворачивается система открытой связи по управлению силами и средствами;
• ведется видеосъёмка мероприятия с целью принятия упреждающих мер и документирования противоправных действий со стороны отдельных групп граждан;
• организуется своевременное удаление нетрезвых граждан в районе проведения мероприятия;
• на случай осложнения оперативной обстановки создается резерв.
Перед началом и по окончании мероприятий подвижными нарядами полиции проводится отработка прилегающих к местам проведения мероприятий территорий с целью недопущения групповых хулиганских действий, обнаружения мест возможного складирования предметов, приспособленных для нанесения телесных повреждений и совершения групповых и иных правонарушений.
При проведении инструктажа сотрудников полиции, задействованных на охрану общественного порядка во время проведения мероприятий, особое внимание обращается на установление контакта с гражданами, повышение бдительности, принятие дополнительных мер по предотвращению террористических актов и экстремистских проявлений, на обнаружение бесхозных и посторонних предметов, проявление выдержки, вежливое и тактичное обращение с гражданами, на профессионально грамотные и продуманные действия с целью исключения провокаций со стороны граждан и ведения правового диалога с ними.
При проведении публичных мероприятий, строгое соблюдения правил поведения людей в общественных местах обеспечивает не только поддержание правопорядка, но также служит целям предотвращения опасности для осуществления и функционирования государства и его структур, здоровья людей, прав и свобод граждан, материальных ценностей.
В вопросе правового регулирования общественных отношений, складывающихся при обеспечении органами внутренних дел правопорядка и общественной безопасности, важным является определение границ между процессом реализации права на свободу собраний и законных интересов граждан и нарушениями общественного порядка. В отдельных случаях публичные мероприятия перерастают в массовые беспорядки, акты экстремизма, создающие угрозу общественной и государственной безопасности.
Применение физической силы и специальных средств для прекращения публичного мероприятия допускается только в случаях совершения его участниками насильственных действий в отношении нарядов полиции, обеспечивающих правопорядок, для пресечения групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций.
Условия и пределы применения физической силы и специальных средств сотрудниками полиции при пресечении правонарушений нормативно закреплены Законом Российской Федерации «О полиции».
Существует ряд субъективных причин, не способствующих повышению эффективности действий сотрудников правоохранительных органов по обеспечению правопорядка и безопасности при проведении публичных мероприятий.
Во-первых, следует отметить слабое знание сотрудниками органов внутренних дел норм законов и подзаконных актов, регламентирующих проведение подобных мероприятий. Сотрудники органов внутренних дел нередко сами не знают того, как они должны поступить в каждом конкретном случае, соответствует ли то или иное действие участников и организаторов публичного мероприятия закону или нет.
Кроме того, сотрудники полиции в своих действиях руководствуются приказом вышестоящего начальника или распоряжением представителя местной администрации, не придавая значения правовой стороне своей деятельности.
Полицейские не всегда могут вразумительно объяснить, какую норму, какого закона нарушают манифестанты, отделываясь общими фразами о нарушении общественного порядка.
Во-вторых, практика показывает, что причинами обострения отношений между участниками публичных мероприятий и сотрудниками, обеспечивающими общественный порядок и безопасность, могут стать неправильные тактические действия последних, неоправданная, чрезмерная жесткость и прямолинейность действий полиции, несоответствующие ситуации, стремление достигнуть результата, во что бы то ни стало и в кратчайшие сроки.
Сотрудникам правоохранительных органов в целях повышения эффективности своей деятельности по охране правопорядка, обеспечению как общественной, так и личной безопасности, при проведении публичных мероприятий целесообразно учитывать некоторые положения методического характера:
• знание «психологии» толпы, правил поведения в толпе, умение быстро и с минимальными усилиями задержать правонарушителей, рассредоточить скопление агрессивно настроенных людей имеет важное значение для выполнения своих обязанностей;
• метод убеждения является на начальных стадиях совершения противоправных деяний более действенным, чем метод принуждения, но, при нарастании угрозы, применение мер пресечения правонарушений должно быть незамедлительным в целях недопущения перерастания их в массовые беспорядки;
• в отношении лиц, совершивших незначительные противоправные действия, целесообразно, в первую очередь, указать на недопустимость такого поведения, предоставить возможность дать объяснения на месте, и только потом либо вынести предупреждение, что весьма эффективно в случае незначительных противоправных действий, либо, если нарушители не прекращают противоправных действий – произвести задержание;
• спокойное, уверенное и корректное требование о прекращении противоправных действий воспринимается адекватно и, как правило, не вызывает ответной агрессии. Оно должно быть, бесспорно, справедливым и понятным, не следует его выносить в высокомерном тоне, либо в грубой, пренебрежительной форме, так как это может вызвать отрицательную реакцию граждан и способствовать возникновению и распространению конфликта.
В-третьих, ошибки и просчеты, допускаемые сотрудниками полиции в процессе документирования противоправных действий участников публичных мероприятий, впоследствии могут привести к тому, что дела, переданные в суд, будут прекращены за отсутствием достаточных доказательств.
В качестве примера таких ошибок можно привести несоблюдение требований, предъявляемых к содержанию протоколов об административных правонарушениях (ст. 28.2 КоАП РФ), отсутствие в них данных, документально подтверждающих личность правонарушителя, сведений об очевидцах правонарушения и другой важной информации. При оформлении изъятия предметов и вещей, могущих быть вещественными доказательствами (плакатов, лозунгов, листовок), их осмотр осуществляется небрежно, предметы не описываются, протокол не составляется или составляется неполно, предметы к материалам дела часто не приобщаются.
При квалификации правонарушений, связанных с нарушением порядка организации и проведения собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирований, возникает сложность в оценке действий правонарушителей, отграничения организаторов и участников от лиц, наблюдающих за ходом мероприятия, не принимающих непосредственного участия в акции, и, соответственно, не подлежащих привлечению к административной ответственности. Важно в протоколе об административном правонарушении отразить сведения о роли конкретных лиц в совершении правонарушения, являются ли они организаторами или участниками, их отношение к своим действиям (умысел), то есть субъективную сторону правонарушения.
Таким образом, квалифицированное задержание и документирование противоправных действий организаторов и участников публичных мероприятий является одним из наиболее важных моментов деятельности сотрудников органов внутренних дел. Вместе с тем, ошибки, допускаемые с их стороны, впоследствии могут получать широкий общественный резонанс, а, в отдельных случаях, позволяют задержанным избежать ответственности за свои действия.
Нарушение установленного Федеральным законом порядка организации либо проведения публичного мероприятия влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 20.2 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».
Организация блокирования, а равно активное участие в блокировании транспортных коммуникаций, влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток, предусмотренные статьей 20.18 КоАП РФ «Блокирование транспортных коммуникаций».
В случаях неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника милиции наступает ответственность по статье 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно – исполнительной системы».
В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, уполномоченный сотрудник органа внутренних дел вправе применять такие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как доставление и административное задержание.
Лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 20.2 КоАП РФ
Протоколы об административных правонарушениях, имевших место при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований, в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ уполномочены рассматривать:
- судьи Мировых судов по месту совершения административного правонарушения (ст. 23.1 КоАП РФ).
Порядок возбуждения дела об административном правонарушении.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
- достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, которые непосредственно обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях;
- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
- составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ «Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении»;
- составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п.п. 2. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Порядок составления протокола об административном правонарушении
Протокол об административном правонарушении составляется с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ немедленно после выявления совершения административного правонарушения, или в срок не свыше 2-х суток после выявления совершения административного правонарушения в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лице, в отношении которого возбуждается дело.
В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, данные лица, в отношении которого возбуждено дело, существо нарушения со ссылками на нормы законов, стандартов, правил и иных нормативных актов, требования которых нарушены.
Протокол составляется, в присутствии физического лица (законного представителя юридического лица), в отношении которого он оформляется.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные главой 2 КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Если административное правонарушение совершено несколькими лицами, протокол составляется на каждое лицо в отдельности.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено об административном правонарушении, должна быть представлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае отказа указанных лиц от ознакомления с протоколом, дачи объяснений и замечаний по содержанию протокола, в нем обязательно делается соответствующая запись в присутствии понятых.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа правонарушителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе.
В соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении направляется в орган, уполномоченный рассматривать дела об административном правонарушении в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении.
В случае если протокол об административном правонарушении составляется неправомочным лицом, а также в случаях, предусмотренных п.4 ч. 1 ст.29.4 КоАП РФ (недостатки, допущенные при составлении протокола и других материалов дела об административном правонарушении), данные недостатки устраняются в срок не более 3-х суток со дня поступления (получения) его от органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются в указанный орган, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, уполномоченный сотрудник органа внутренних дел вправе применять такие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как доставление и административное задержание.
Лицо, в отношении которого ведется административное расследование, может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов (при совершении правонарушения, предусматривающего административный арест).
Особенности производства по делам об административных правонарушениях по ст. 20.2 КоАП РФ.
КоАП РФ по данной статьей предусмотрен ряд составов правонарушений:
1.) нарушения установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования -
влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
2.) нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования -
влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на участников – от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
3.) организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Примерный перечень документов, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении по ст. 20.2. КоАП РФ
1. Протокол изъятия вещей и документов (изъятие средств усиления речи, транспорантов, лозунгов, отличительных знаков (бейджиков), листовок, объявлений, плакатов).
2. Объяснения свидетелей.
3. Объяснение уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
4. Видео или фотоматериалы.
5. Запрос и ответ на запрос из органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (для получения документальных обоснований проводимого публичного мероприятия).
6. Объяснение уполномоченного по ОВД.
7. Рапорта сотрудников полиции.