Версия для слабовидящих
- Лента новостей
- Администрация Алтайского района извещает о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных у...
- Информация о повышении стоимости проезда
- Администрация Алтайского района извещает о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных у...
- Администрация Алтайского района извещает о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных у...
- Администрация Алтайского района извещает о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных у...
- Госуслуги предоставляемые ГИБДД
- Общие положения
- Уважаемы жители Алтайского района, Госавтоинспекция предупреждает Вас о том, что с 20.08.2018 по...
- Сделайте свой выбор до 1 октября
- Предварительная запись на прием - просто и удобно
- Оформление документов через Интернет
Введение
В Российской Федерации на федеральном уровне избирается глава государства - Президент Российской Федерации. Также, на выборной основе формируются органы местного самоуправления в субъектах Федерации. Отсюда исключительно-важное значение выборов на всех уровнях.
Участие в выборах представляет собой важнейшее средство, с помощью которого избиратели имеют право и возможность осуществлять контроль (прямо или косвенно) за формированием и деятельности как законодательных, так и исполнительных органов власти, органов местного самоуправления, определенной категории должностных лиц, получающих свой пост в результате выборов. Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведение выборов и определения результатов голосования. На конституционном уровне закрепляются принципы российского избирательного права, под которыми понимаются основные начала демократизма, имеющие определяющее значение для института выборов, выражающие сущность народовластия в государстве. Конституция закрепляет принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 года добавляет еще добровольность.
Понятие и принципы избирательного права
и избирательной системы в России
Выборы – наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс избирательной компании, начинающийся с назначения даты выборов и заканчивающийся определением итогов голосования. Выборы – это, также конституционно-правовой институт, связанный с формированием различных органов публичной власти.
Понятие выборов (в широком смысле, как конституционно-правовой институт) часто отождествляют с понятием избирательного права, которое можно определить как институт конституционного права, совокупность правовых норм, регулирующих процесс избрания кандидатов в представительные органы власти и на выборные должности.
В институте избирательного права можно выделить группы правовых норм, регулирующие следующие вопросы:
• основные принципы избирательного права;
• требования, предъявляемые к избирателям и кандидатам (активное и пассивное избирательное право);
• статус избирательных комиссий и иных субъектов избирательного процесса (политических партий, избирательных объединений и блоков, наблюдателей);
• порядок образования избирательных округов;
• порядок проведения предвыборной агитации, финансирования избирательной кампании;
• процедуру голосования;
• порядок определения результатов выборов;
• порядок обжалования нарушений и опротестования результатов выборов.
В отечественной и зарубежной литературе нет единой точки зрения на понятие «избирательная система». Многие ученые под избирательной системой понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, а также осуществление взаимоотношений между избирателями и депутатами. С другой стороны, в большинстве зарубежных стран под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов. В этом случае важнейший политико-правовой институт сведен только к технико-процедурным нормам, которые лишь в незначительной мере являются отражением политики и права.
Можно определить избирательную систему как совокупность юридических норм, устанавливающих принципы, на основе которых осуществляются выборы, право избирать и быть избранными, порядок организации и проведения выборов. Это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу выборов.
Поскольку эти отношения с общественной точки зрения очень значимы, они регулируются правовыми нормами, система которых и составляет избирательное право.
В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция РФ не содержит специальной главы об избирательном праве, в нее включены лишь общие положения и его основные принципы. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" , Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О выборах Президента Российской Федерации» регулируют основные вопросы избирательного права, являясь его источниками.
В настоящее время произошло изменение законодательства о выборах депутатов Государственной Думы, так Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» утрачивает силу со дня прекращения полномочий Государственной Думы созыва, действующего на день вступления в силу Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Понятие избирательного права употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле это опять же вся совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, в этом смысле образуется обширный институт конституционного права. В узком смысле – нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах гражданам (активное и пассивное избирательное право).
Активное избирательное право – это право избирать, а пассивное – право быть избранным.
Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах. Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны два вида цензов: возрастной ценз и ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).
В Российской Федерации активное избирательное право предоставляется федеральными законами гражданам, достигшим 18 лет. Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане Российской Федерации, проживающие за ее пределами.
Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах. Гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах, чем достигается добровольность участия граждан в выборах.
Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Что же касается пассивного избирательного права, то оно основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Так, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Депутатом в представительные органы муниципальных образований Алтайского края может быть избран гражданин, достигший на день голосования 18 лет. Главой муниципального образования края может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года. Кандидатом на должность Губернатора Алтайского края может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет. В этих нормах заключены гарантии для молодых граждан, желающих выдвинуть свою кандидатуру в парламент или на должность главы исполнительной власти.
Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации. Установлено, что гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Федеральным законом установлено одно общее ограничение активного и пассивного избирательного права. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Однако после отбытия наказания по приговору суда гражданину возвращаются избирательные права в полном объеме.
Избирательные права являются важной составной частью политических прав граждан, закрепленных в ст.32 Конституции РФ. Они предоставляют народу потенциальную возможность контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления вплоть до полной смены ее состава. Отдавая предпочтение той или иной партии, независимому кандидату, избиратели определяют направленность законодательства и конкретной деятельности высших должностных лиц.
Принципы избирательного права (требования, предъявляемые к проведению выборов, при несоблюдении которых выборы могут быть признаны не состоявшимися):
1. Всеобщность выборов – все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.
2. Равное избирательное право – все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели.
3. Прямые выборы – избиратели голосуют на выборах «за» или «против» непосредственно.
4. Тайное голосование - избиратель проявляет свою волю без всякого контроля над ним, давления или запугивания, с правом никому не сообщать о своем выборе.
В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (например, уставами политических общественных объединений), а также обычаями и традициями данного общества.
Однако нас больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему.
Итак, подводя итог, отметим, что избирательная система есть совокупность организационно-правовых мероприятий охватывающих способы организации избирательной территории, определения результатов голосования и распределения мандатов между кандидатами или их списками.
Понятие и стадии избирательного процесса
Избирательный процесс проходит несколько различных стадий от организации и проведения выборов до опубликования результатов. Далее более подробно рассмотрим основные стадии избирательного процесса.
1. Назначение уполномоченным органом выборов. Определяются установленные сроки, дата дня голосования и опубликование решения для всеобщего ознакомления.
2. Работа избирательных комиссий.
Избирательными комиссиями называются коллегиальные органы, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов. Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.
В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии:
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
избирательные комиссии муниципальных образований;
окружные избирательные комиссии;
территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
участковые комиссии.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов Российской Федерации.
При Центральной избирательной комиссии Российской Федерации действует Федеральный центр информатизации, созданный для комплексного решения вопросов, связанных с деятельностью Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», и действующий в соответствии с Федеральным законом . Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" создана в целях совершенствования информационного обеспечения избирательной системы России, сокращения сроков подведения итогов голосования и затрат на проведение избирательных кампаний.
Наиболее важными функциями системы являются не только установление контроля за исполнением избирательных процедур и соблюдением избирательных прав граждан, но и выполнение такой значимой социально-политической функции, как обеспечение открытости и прозрачности избирательного процесса, повышения уровня доверия избирателей к результатам проводимых выборов, референдумов. С момента начала голосования и до момента подписания соответствующей избирательной комиссией протокола об итогах голосования ГАС "Выборы", по телекоммуникационным каналам связи которой данные из нижестоящих избирательных комиссий передаются в вышестоящие избирательные комиссии, используется для наблюдения за ходом голосования и установлением его итогов.
Порядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по выборам в органы государственной власти субъектов Федерации определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти данных субъектов на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Федерации или соответственно окружной избирательной комиссии предыдущего состава.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательной комиссии вправе присутствовать члены, вышестоящих избирательных комиссий, кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений, избирательных блоков и средств массовой информации.
Решения избирательных комиссий публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации в сроки, установленные соответствующими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
3. Регистрация и учет избирателей, составление списков избирателей.
Все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, подлежат регистрации. Основанием для регистрации и учета избирателей является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета населения.
Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой муниципального образования. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой муниципального образования по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Эти сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.
Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Основания и порядок составления списков избирателей устанавливаются в соответствующих федеральных законах и нормативных правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 20 дней до дня выборов.
Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о не включении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов – немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.
4. Образование избирательных округов и избирательных участков.
В Российской Федерации используется территориальный принцип организации выборов. Это означает, что выборы производятся по избирательным округам.
Избирательный округ – территория, которая образована в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат или депутаты, выборное должностное лицо или лица.
Избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей создаются избирательные участки. Они образуются главой муниципального образования по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий.
В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях – не позднее чем за пять дней до дня выборов; такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.
5. Выдвижение и регистрация кандидатов.
Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения, а также выдвижение кандидата политической партией.
Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации.
6. Осуществление предвыборной агитации и финансирования выборов.
Предвыборная агитация – деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений и блоков, общественных объединений, имеющая цель побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.
7. Проведение голосования, подсчет голосов, установление результатов выборов и их опубликование.
Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из календарных выходных дней. Не допускается назначение голосования на праздничный день. В 2014 году выборы Губернатора Алтайского края состоятся 14 сентября.
О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.
Избиратель, который не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, за 15 дней до дня голосования, вправе получить в участковой избирательной комиссии открепительное удостоверение для голосования на выборах и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования, в пределах избирательного округа, где этот избиратель обладает активным избирательным правом.
Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени не установленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты подсчетов бюллетеней.
Чтобы исключить возможность фальсификации итогов голосования, подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения и блоки, иностранные (международные) наблюдатели.
После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования. На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Об этом составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или определении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей, а также, если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков или по решению суда.
В помещениях для голосования могут применяться средства видеонаблюдения и трансляции изображения. Изображение, полученное в помещении для голосования в результате применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, транслируется в сети "Интернет". Установку в помещениях для голосования средств видеонаблюдения и трансляции изображения, а также трансляцию изображения в сети "Интернет" организует и обеспечивает федеральный орган исполнительной власти. Впервые массовая установка веб-камер для наблюдения за избирательными участками проведена в январе 2012 года, когда проходили выборы президента РФ. Тогда в Алтайском крае средствами видеонаблюдения были оборудованы 98,34% избирательных участков. Обычно одна из веб-камер показывает общий план голосования, вторая — крупный, где будет видно, как бюллетень опускается в урну. Потом на этом месте ставят столы, на которых ведут подсчет голосов.
Избирательная система является совокупностью организационно-правовых мероприятий охватывающих способы организации выборов и определения результатов голосования.
Подводя итог, также необходимо отметить необходимость обеспечения охраны общественного порядка при проведении выборов. В целях обеспечения координации деятельности территориальных органов внутренних дел Алтайского края в решении общесистемных задач противодействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в период подготовки и проведения 18 марта 2018 года единого дня голосования.
1. Административная ответственность за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода
Статья 5.10 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах, в виде штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Агитационный период начинается со дня представления кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заявления о согласии баллотироваться и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
2. Административная ответственность за изготовление, распространение, размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах.
Часть 1 статьи 5.12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах, и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц —от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Часть 2 статьи 5.12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Запрещается размещать предвыборные печатные агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее изготовленные в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г.№ 67ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) и размещенные в установленном законом порядке на специальных местах, указанных в пункте 7 статьи 54 Федерального закона, на рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах в соответствии с пунктами 8 и 10 статьи 54 Федерального закона, могут сохраняться в день голосования на прежних местах.
3. Административная ответственность за подкуп избирателей либо осуществление в период избирательной кампании благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах
Статьей 5.16 КоАП РФ предусмотрено, что подкуп избирателей, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Законом предусмотрено, что кандидатам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям по финансовым вопросам, политическим партиям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям,иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей, а именно:• вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы, сбор подписей избирателей,
участие в проведении предвыборной агитации;• производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, осущест
влявших сбор подписей, участвовавших в предвыборной агитации, в зависимости от итогов голосованияили обещать произвести такое вознаграждение;• проводить льготную распродажу товаров, бесплатно
распространять любые товары, за исключением агитационных материалов, которые специально изготовлены для избирательной кампании и стоимость которых не превышает 100 рублей за единицу продукции;• оказывать услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещания им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания им услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
4. Административная ответственность за незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня.
Часть 1 статьи 5.22 КоАП РФ предусматривает ответственность члена УИК:
• за выдачу гражданину бюллетеня в целях предоставления ему возможности проголосовать за иных лиц или проголосовать более одного раза в ходе проведения одного и того же голосования;• за выдачу гражданину заполненного избирательного бюллетеня. При условии если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. За совершение указанного правонарушения предусмотрен административный штраф в размере тридцати тысяч рублей.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что получение в УИК избирательного бюллетеня с целью проголосовать вместо избирателя, в том числе вместо другого избирателя, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей. В целях предотвращения указанных правонарушений сотруднику полиции следует обращать особое внимание на граждан, прибывших на избирательный участок группами.
5. Административная ответственность за вмешательство в осуществление избирательной комиссией ее полномочий, создание помех участию избирателей в голосовании.
Недопустимо вмешательство в осуществление избирательной комиссией установленных законодательством полномочий, повлекшее нарушение установленного законодательством порядка работы комиссии, либо создание помех участию избирателей в голосовании.
За нарушение указанного запрета статьей 5.69 КоАП РФ установлена ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей на граждан и от двадцати до пятидесяти тысяч — на должностных лиц.
Объектом противоправных деяний могут быть: работа избирательной комиссии или осуществление избирательной комиссией своих полномочий, установленных законодательством; участие избирателей в голосовании. Вмешательством в осуществление избирательной комиссией своих полномочий могут быть признаны любые действия, направленные на неправомерное участие в работе избирательной комиссии, приводящие к нарушениям (приостановке или остановке) работы комиссии или мешающие избирателям принять участие в голосовании. Созданием помех участию избирателей в голосовании могут быть признаны любые действия, направленные непосредственно на избирателей, которые мешают им свободно принять участие в голосовании. Не могут считаться вмешательством в осуществление избирательной комиссией ее полномочий устные обращения, вопросы и замечания в адрес членов УИК о возможных нарушениях законодательства о выборах, осуществление полномочий наблюдателя, представителя СМИ, члена комиссии с правом совещательного голоса. Противоправным является злоупотребление указанными лицами своими правами и полномочиями, которое может выражаться в следующих действиях: попытки указанных лиц участвовать в действиях, относящихся с исключительной компетенции членов комиссии с правом решающего голоса, в частности в выдаче, сортировке, подсчете бюллетеней, оформлении списка избирателей, требование выдавать или не выдавать бюллетени.
23 Августа 2018
Полиция информирует
Участие в выборах представляет собой важнейшее средство, с помощью которого избиратели имеют право и возможность осуществлять контроль (прямо или косвенно) за формированием и деятельности как законодательных, так и исполнительных органов власти, органов местного самоуправления, определенной категории должностных лиц, получающих свой пост в результате выборов. Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведение выборов и определения результатов голосования. На конституционном уровне закрепляются принципы российского избирательного права, под которыми понимаются основные начала демократизма, имеющие определяющее значение для института выборов, выражающие сущность народовластия в государстве. Конституция закрепляет принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 года добавляет еще добровольность.
Понятие и принципы избирательного права
и избирательной системы в России
Выборы – наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс избирательной компании, начинающийся с назначения даты выборов и заканчивающийся определением итогов голосования. Выборы – это, также конституционно-правовой институт, связанный с формированием различных органов публичной власти.
Понятие выборов (в широком смысле, как конституционно-правовой институт) часто отождествляют с понятием избирательного права, которое можно определить как институт конституционного права, совокупность правовых норм, регулирующих процесс избрания кандидатов в представительные органы власти и на выборные должности.
В институте избирательного права можно выделить группы правовых норм, регулирующие следующие вопросы:
• основные принципы избирательного права;
• требования, предъявляемые к избирателям и кандидатам (активное и пассивное избирательное право);
• статус избирательных комиссий и иных субъектов избирательного процесса (политических партий, избирательных объединений и блоков, наблюдателей);
• порядок образования избирательных округов;
• порядок проведения предвыборной агитации, финансирования избирательной кампании;
• процедуру голосования;
• порядок определения результатов выборов;
• порядок обжалования нарушений и опротестования результатов выборов.
В отечественной и зарубежной литературе нет единой точки зрения на понятие «избирательная система». Многие ученые под избирательной системой понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, а также осуществление взаимоотношений между избирателями и депутатами. С другой стороны, в большинстве зарубежных стран под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов. В этом случае важнейший политико-правовой институт сведен только к технико-процедурным нормам, которые лишь в незначительной мере являются отражением политики и права.
Можно определить избирательную систему как совокупность юридических норм, устанавливающих принципы, на основе которых осуществляются выборы, право избирать и быть избранными, порядок организации и проведения выборов. Это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу выборов.
Поскольку эти отношения с общественной точки зрения очень значимы, они регулируются правовыми нормами, система которых и составляет избирательное право.
В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция РФ не содержит специальной главы об избирательном праве, в нее включены лишь общие положения и его основные принципы. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" , Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О выборах Президента Российской Федерации» регулируют основные вопросы избирательного права, являясь его источниками.
В настоящее время произошло изменение законодательства о выборах депутатов Государственной Думы, так Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» утрачивает силу со дня прекращения полномочий Государственной Думы созыва, действующего на день вступления в силу Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Понятие избирательного права употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле это опять же вся совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, в этом смысле образуется обширный институт конституционного права. В узком смысле – нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах гражданам (активное и пассивное избирательное право).
Активное избирательное право – это право избирать, а пассивное – право быть избранным.
Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах. Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны два вида цензов: возрастной ценз и ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).
В Российской Федерации активное избирательное право предоставляется федеральными законами гражданам, достигшим 18 лет. Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане Российской Федерации, проживающие за ее пределами.
Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах. Гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах, чем достигается добровольность участия граждан в выборах.
Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Что же касается пассивного избирательного права, то оно основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Так, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Депутатом в представительные органы муниципальных образований Алтайского края может быть избран гражданин, достигший на день голосования 18 лет. Главой муниципального образования края может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года. Кандидатом на должность Губернатора Алтайского края может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет. В этих нормах заключены гарантии для молодых граждан, желающих выдвинуть свою кандидатуру в парламент или на должность главы исполнительной власти.
Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации. Установлено, что гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Федеральным законом установлено одно общее ограничение активного и пассивного избирательного права. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Однако после отбытия наказания по приговору суда гражданину возвращаются избирательные права в полном объеме.
Избирательные права являются важной составной частью политических прав граждан, закрепленных в ст.32 Конституции РФ. Они предоставляют народу потенциальную возможность контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления вплоть до полной смены ее состава. Отдавая предпочтение той или иной партии, независимому кандидату, избиратели определяют направленность законодательства и конкретной деятельности высших должностных лиц.
Принципы избирательного права (требования, предъявляемые к проведению выборов, при несоблюдении которых выборы могут быть признаны не состоявшимися):
1. Всеобщность выборов – все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.
2. Равное избирательное право – все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели.
3. Прямые выборы – избиратели голосуют на выборах «за» или «против» непосредственно.
4. Тайное голосование - избиратель проявляет свою волю без всякого контроля над ним, давления или запугивания, с правом никому не сообщать о своем выборе.
В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (например, уставами политических общественных объединений), а также обычаями и традициями данного общества.
Однако нас больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему.
Итак, подводя итог, отметим, что избирательная система есть совокупность организационно-правовых мероприятий охватывающих способы организации избирательной территории, определения результатов голосования и распределения мандатов между кандидатами или их списками.
Понятие и стадии избирательного процесса
Избирательный процесс проходит несколько различных стадий от организации и проведения выборов до опубликования результатов. Далее более подробно рассмотрим основные стадии избирательного процесса.
1. Назначение уполномоченным органом выборов. Определяются установленные сроки, дата дня голосования и опубликование решения для всеобщего ознакомления.
2. Работа избирательных комиссий.
Избирательными комиссиями называются коллегиальные органы, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов. Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.
В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии:
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
избирательные комиссии муниципальных образований;
окружные избирательные комиссии;
территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
участковые комиссии.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов Российской Федерации.
При Центральной избирательной комиссии Российской Федерации действует Федеральный центр информатизации, созданный для комплексного решения вопросов, связанных с деятельностью Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», и действующий в соответствии с Федеральным законом . Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" создана в целях совершенствования информационного обеспечения избирательной системы России, сокращения сроков подведения итогов голосования и затрат на проведение избирательных кампаний.
Наиболее важными функциями системы являются не только установление контроля за исполнением избирательных процедур и соблюдением избирательных прав граждан, но и выполнение такой значимой социально-политической функции, как обеспечение открытости и прозрачности избирательного процесса, повышения уровня доверия избирателей к результатам проводимых выборов, референдумов. С момента начала голосования и до момента подписания соответствующей избирательной комиссией протокола об итогах голосования ГАС "Выборы", по телекоммуникационным каналам связи которой данные из нижестоящих избирательных комиссий передаются в вышестоящие избирательные комиссии, используется для наблюдения за ходом голосования и установлением его итогов.
Порядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по выборам в органы государственной власти субъектов Федерации определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти данных субъектов на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Федерации или соответственно окружной избирательной комиссии предыдущего состава.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательной комиссии вправе присутствовать члены, вышестоящих избирательных комиссий, кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений, избирательных блоков и средств массовой информации.
Решения избирательных комиссий публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации в сроки, установленные соответствующими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
3. Регистрация и учет избирателей, составление списков избирателей.
Все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, подлежат регистрации. Основанием для регистрации и учета избирателей является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета населения.
Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой муниципального образования. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой муниципального образования по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Эти сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.
Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Основания и порядок составления списков избирателей устанавливаются в соответствующих федеральных законах и нормативных правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 20 дней до дня выборов.
Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о не включении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов – немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.
4. Образование избирательных округов и избирательных участков.
В Российской Федерации используется территориальный принцип организации выборов. Это означает, что выборы производятся по избирательным округам.
Избирательный округ – территория, которая образована в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат или депутаты, выборное должностное лицо или лица.
Избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей создаются избирательные участки. Они образуются главой муниципального образования по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий.
В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях – не позднее чем за пять дней до дня выборов; такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.
5. Выдвижение и регистрация кандидатов.
Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения, а также выдвижение кандидата политической партией.
Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации.
6. Осуществление предвыборной агитации и финансирования выборов.
Предвыборная агитация – деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений и блоков, общественных объединений, имеющая цель побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.
7. Проведение голосования, подсчет голосов, установление результатов выборов и их опубликование.
Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из календарных выходных дней. Не допускается назначение голосования на праздничный день. В 2014 году выборы Губернатора Алтайского края состоятся 14 сентября.
О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.
Избиратель, который не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, за 15 дней до дня голосования, вправе получить в участковой избирательной комиссии открепительное удостоверение для голосования на выборах и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования, в пределах избирательного округа, где этот избиратель обладает активным избирательным правом.
Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени не установленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты подсчетов бюллетеней.
Чтобы исключить возможность фальсификации итогов голосования, подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения и блоки, иностранные (международные) наблюдатели.
После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования. На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Об этом составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или определении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей, а также, если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков или по решению суда.
В помещениях для голосования могут применяться средства видеонаблюдения и трансляции изображения. Изображение, полученное в помещении для голосования в результате применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, транслируется в сети "Интернет". Установку в помещениях для голосования средств видеонаблюдения и трансляции изображения, а также трансляцию изображения в сети "Интернет" организует и обеспечивает федеральный орган исполнительной власти. Впервые массовая установка веб-камер для наблюдения за избирательными участками проведена в январе 2012 года, когда проходили выборы президента РФ. Тогда в Алтайском крае средствами видеонаблюдения были оборудованы 98,34% избирательных участков. Обычно одна из веб-камер показывает общий план голосования, вторая — крупный, где будет видно, как бюллетень опускается в урну. Потом на этом месте ставят столы, на которых ведут подсчет голосов.
Избирательная система является совокупностью организационно-правовых мероприятий охватывающих способы организации выборов и определения результатов голосования.
Подводя итог, также необходимо отметить необходимость обеспечения охраны общественного порядка при проведении выборов. В целях обеспечения координации деятельности территориальных органов внутренних дел Алтайского края в решении общесистемных задач противодействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в период подготовки и проведения 18 марта 2018 года единого дня голосования.
1. Административная ответственность за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода
Статья 5.10 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах, в виде штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Агитационный период начинается со дня представления кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заявления о согласии баллотироваться и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
2. Административная ответственность за изготовление, распространение, размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах.
Часть 1 статьи 5.12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах, и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц —от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Часть 2 статьи 5.12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Запрещается размещать предвыборные печатные агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее изготовленные в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г.№ 67ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) и размещенные в установленном законом порядке на специальных местах, указанных в пункте 7 статьи 54 Федерального закона, на рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах в соответствии с пунктами 8 и 10 статьи 54 Федерального закона, могут сохраняться в день голосования на прежних местах.
3. Административная ответственность за подкуп избирателей либо осуществление в период избирательной кампании благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах
Статьей 5.16 КоАП РФ предусмотрено, что подкуп избирателей, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Законом предусмотрено, что кандидатам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям по финансовым вопросам, политическим партиям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям,иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей, а именно:• вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы, сбор подписей избирателей,
участие в проведении предвыборной агитации;• производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, осущест
влявших сбор подписей, участвовавших в предвыборной агитации, в зависимости от итогов голосованияили обещать произвести такое вознаграждение;• проводить льготную распродажу товаров, бесплатно
распространять любые товары, за исключением агитационных материалов, которые специально изготовлены для избирательной кампании и стоимость которых не превышает 100 рублей за единицу продукции;• оказывать услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещания им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания им услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
4. Административная ответственность за незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня.
Часть 1 статьи 5.22 КоАП РФ предусматривает ответственность члена УИК:
• за выдачу гражданину бюллетеня в целях предоставления ему возможности проголосовать за иных лиц или проголосовать более одного раза в ходе проведения одного и того же голосования;• за выдачу гражданину заполненного избирательного бюллетеня. При условии если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. За совершение указанного правонарушения предусмотрен административный штраф в размере тридцати тысяч рублей.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что получение в УИК избирательного бюллетеня с целью проголосовать вместо избирателя, в том числе вместо другого избирателя, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей. В целях предотвращения указанных правонарушений сотруднику полиции следует обращать особое внимание на граждан, прибывших на избирательный участок группами.
5. Административная ответственность за вмешательство в осуществление избирательной комиссией ее полномочий, создание помех участию избирателей в голосовании.
Недопустимо вмешательство в осуществление избирательной комиссией установленных законодательством полномочий, повлекшее нарушение установленного законодательством порядка работы комиссии, либо создание помех участию избирателей в голосовании.
За нарушение указанного запрета статьей 5.69 КоАП РФ установлена ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей на граждан и от двадцати до пятидесяти тысяч — на должностных лиц.
Объектом противоправных деяний могут быть: работа избирательной комиссии или осуществление избирательной комиссией своих полномочий, установленных законодательством; участие избирателей в голосовании. Вмешательством в осуществление избирательной комиссией своих полномочий могут быть признаны любые действия, направленные на неправомерное участие в работе избирательной комиссии, приводящие к нарушениям (приостановке или остановке) работы комиссии или мешающие избирателям принять участие в голосовании. Созданием помех участию избирателей в голосовании могут быть признаны любые действия, направленные непосредственно на избирателей, которые мешают им свободно принять участие в голосовании. Не могут считаться вмешательством в осуществление избирательной комиссией ее полномочий устные обращения, вопросы и замечания в адрес членов УИК о возможных нарушениях законодательства о выборах, осуществление полномочий наблюдателя, представителя СМИ, члена комиссии с правом совещательного голоса. Противоправным является злоупотребление указанными лицами своими правами и полномочиями, которое может выражаться в следующих действиях: попытки указанных лиц участвовать в действиях, относящихся с исключительной компетенции членов комиссии с правом решающего голоса, в частности в выдаче, сортировке, подсчете бюллетеней, оформлении списка избирателей, требование выдавать или не выдавать бюллетени.